Основы композиции, часть 1, (руководство).

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

Основы композиции, часть 1, (руководство).

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:32

Оля Петюня принесла ссылку на фундаментальную статью по композиции... Первоисточник - ЗДЕСЬ
Авторы: Милова Н.П., Мельник Н.Б., редактор: Александрова Л.И.

Перетаскивать на форум весь труд вряд ли хватит сил... Так что - размещаю для "затравки" хотя бы начало.
ВВЕДЕНИЕ

Композиционное мастерство – основа творческого профессионализма художника, дизайнера в любом виде искусства. Курс “основы композиции” является тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимоувязку художественно-проектных дисциплин специальности дизайн. Органичная взаимосвязь дисциплин, таких как история искусств, проектирование, рисунок, живопись, колористика, компьютерная графика, эстетика и пр. может быть достигнута, если в перечисленные дисциплины определенным образом вводить элементы связующего курса “основы композиции”.
Роль и значение данного раздела обусловлены тем, что он служит первой ступенью в том огромном объеме информации, которой должен овладеть студент-дизайнер.

Выполнение практических упражнений, предусмотренных в данном пособии, дает возможность закрепить теоретические знания учебного материала, изложенного на лекциях. Следует отметить, что основной целью пособия является выработка у учащихся сознательного, профессионально грамотного подхода к композиции, навыков эстетического мышления и анализа, способности делать логически обоснованные выводы и оценки в композиционной работе.

Опыт преподавания дисциплины, отзывы студентов показывают, что в ряду дисциплин, с которыми они сталкиваются уже с самого начала обучения, данный курс является наиболее фундаментальным. Знакомство с содержанием дисциплины должно способствовать не только расширению представлений об основных принципах и закономерностях композиционного мастерства, но прежде всего должно побудить студента к самостоятельному и постоянному овладению знаниями как залогу успешной учебы и дальнейшей деятельности.

Изучение данного раздела курса позволяет не только усвоить зависимость эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств и закономерностей, организующих элементы этой формы в единую устойчивую систему, но и овладеть умением управлять этим очень важным формообразующим фактором.


Последний раз редактировалось: Клер (Пн 24 Мар 2014 - 16:19), всего редактировалось 1 раз(а)

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:32

Разные периоды истории оставили нам бесчисленные примеры совершенных произведений, поражающих единством эмоционально выраженного идейного содержания и отточенной, гармонической, высокохудожественной формы. Примеры эти не только многочисленны, но и чрезвычайно разнообразны.

Многообразие художественных средств, приемов, используемых для выражения идеи произведения, объясняется отличием как самих идей, так и технических возможностей, которые определяются многими факторами и в первую очередь социальными условиями. Тем не менее композиция характеризуется и многими постоянными принципами. Эти принципы, многообразно проявляясь, проверяясь и обогащаясь в течение всего исторического развития искусства, приобрели характер объективных композиционных закономерностей.

Композиция (от лат. Compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, то есть композиция – это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержанием.

Композиция – это творчество, созидание. Нельзя овладеть композицией не приобретя собственного опыта в ней. Основные принципы формообразования учащиеся должны испытать в ходе живой самостоятельной деятельности. Лекции и беседы, коллективные обсуждения результатов работы дополняют композиционные упражнения.

Все это свидетельствует о необходимости самого настойчивого изучения всех средств и приемов, используемых для придания выразительности композиции. Знание композиционных закономерностей рационализирует профессиональную деятельность, повышает результативность творческих усилий.

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1.1. Единство и целостность – основа композиции

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:35

1.1. Единство и целостность – основа композиции
Во всех определениях композиции постоянно присутствует ее основной признак – целостность формы. В свою очередь композиционная деятельность имеет своей направленностью и конечной целью достижение такого единства и целостности.

Целостность композиции и единство ее элементов проявляются в таком качестве, как гармоничность. Сгармонированные элементы находятся между собой в неразрывной связи, во взаимной соразмерности. Каждый элемент проявляется не только в собственном значении, но и в своей подчиненности целостной форме.
В связи с этим форма приобретает единство в малом и большом.
В ней отсутствуют случайные элементы и случайные связи. Поэтому единство и целостность рассматриваются в качестве основного закона композиции. Вся практика мирового искусства во всех его проявлениях неопровержимо доказывает жизненность закона единства и целостности композиции. Одновременно художественный опыт многократно позволил убедиться: при отсутствии единства и целостности форма теряет свои выразительные свойства, становится эстетически ущербной.

Целостность – это объективное свойство окружающих нас предметов, как правило, представляющих собой сложные системы и структуры. Целое не есть простая сумма частей, оно содержит противоречивые свойства – регулярность и нерегулярность, разнообразие и однообразие и т.п. Для каждой структуры существует свое оптимальное соотношение частей и связей между ними, обеспечивающее зрительное восприятие его как целого.

Основными признаками целостности являются связность, ограниченность, полнота, компактность, устойчивость (по В. Ган­зену).
Связность – определяется степенями связей, удерживающих от распада целого.
Ограниченность – это разделение объекта и среды, фона и фигуры (например, зависимость от вписывания объекта в круг, эллипс, куб и т.п.).
Полнота целостного объекта – является носителем информации. Компактность – может определить количество одновременно воспринимаемых частей и т.д.
Гармоничное целое – идеальное целое, которому в большей или в меньшей мере соответствуют реальные предметы естественной, природной, а также созданной человеком среды.

С древнейших времен художники в понятие “гармония” вкладывали различный смысл. Греческое слово “harmonia” означает стройность, соразмерность, уравновешенность.
Можно выделить следующие черты гармонического целого: повторяемость целого в его частях, соподчиненность частей в целом, соразмерность частей и целого, уравновешенность частей в целом, единство целого. Повторяемость целого в его частях служит целям объединения частей в целое на основе сходства. Для гармоничного объекта характерно наличие ведущего, многократно повторяемого признака. Таким признаком может служить, например, преобладание прямых углов или повтор характера кривизны и т.д. Соподчиненность частей в целом служит для объединения частей на основе характеристики главного и второстепенного. Главное может быть выделено его большей величиной, массой или расположением относительно других элементов, формой, цветом, фактурой и т.д. Соразмерность частей и целого служит для согласования частей в целом на основе пропорциональных или других видов соотношений. Уравновешенность частей в целом служит для согласования участвующих в работе целого сил – притяжения, отталкивания и т.д. Единство требует согласования всех принципов, заложенных в создание формы.

В законе единства и целостности композиции получили отражение и воплощение природные принципы организации объектов окружающего мира. Ведь примеры тесной связи и взаимного согласования всех элементов формы человек постоянно видел перед своими глазами: соразмерность формы листа дерева, его кроны и ствола, целесообразную согласованность частей тела всех животных, гармонию природных ландшафтов и т.д. Все части расположены в строгом порядке, группируясь и объединяясь в целое за счет равновесия, сбалансированности, симметрии, повторяемости, ритма, соразмерности, пропорциональных соотношений.

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1.2. Основные задачи композиции

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:36

1.2. Основные задачи композиции
Решение поставленных в пособии задач сводится к выдвижению конкретных теоретических установок, которые должны помочь учащимся в их будущей работе над проектами. Задачей композиции является ознакомление студентов с основными приемами формирования пространства, основными принципами соразмерности, пластики, а также с проблемами колористики в композиции.

В разработанных композиционных упражнениях ставится задача изучения зависимости эмоциональной оценки формы от ее объективных свойств: размеров, геометрической характеристики, ориентации формы относительно горизонтальной плоскости, светлоты, цвета, фактуры, расчлененности формы, а также от закономерностей, являющихся средством организации элементов формы в устойчивую структуру (систему). В качестве таких объективных закономерностей в упражнениях изучаются: тяготение масс, равновесие масс, симметрия, ряды – метр и ритм, подобие, пропорции, оптические иллюзии.

Композиция рассматривается как сочинение, составление, важнейший организующий элемент художественной формы, придающий объекту проектирования единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому.

Решению поставленных перед учащимися композиционных задач способствует выполнение ряда практических заданий. Все практические упражнения, предусмотренные в данном пособии, выполняются в двухмерной среде в аппликативной технике.

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1.2.1. Силуэт и поле

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:37

1.2.1. Силуэт и поле
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Закономерность равновесия как средство организации элементов в единую устойчивую систему”.

Задание 1 – “силуэт и поле” – знакомит студентов с важнейшими составными частями процесса формообразования в дизайне, такими как: компоновка, равновесие – неравновесие, симметрия и асимметрия, а также показывает зависимость эмоциональной оценки массы формы от ее цвета, фактуры и т.д.

Главной задачей данного упражнения является определение зрительного равновесия между общей площадью элементов (или их массой) и площадью свободного поля листа, принимая во внимание цвет фона и цвет фигуры, расположенной на этом фоне. С помощью подобных упражнений можно развить у себя чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и цветовые пятна. Известно, что цвет способен изменить впечатление об истинных размерах и весе одной и той же вещи. Так квадрат, окрашенный в желтый цвет, создает впечатление о размерах и весе, отличное от того же квадрата, окрашенного в черный цвет. При этом если впечатление о размерах увеличивается, то впечатление о весе уменьшается, и наоборот. Это свойство цвета умело используется проектировщиками при выявлении тектонической выразительности формы (соотношения несущих и несомых элементов, динамических и статических нагрузок и пр.).

Принцип равновесия масс как организации элементов в единое целое является одним из важнейших при построении симметричных и асимметричных композиций. В симметричной композиции все ее части уравновешены, асимметричная композиция может быть уравновешенной и неуравновешенной. Большое светлое пятно можно уравновесить маленьким темным. Много маленьких по размеру пятен можно уравновесить одним большим. Вариантов множество: уравновешиваются части по массе, тону и цвету.

Зрительное тяготение и равновесие масс являются средством организации элементов в единое целое. Элементы могут быть объединены в единое целое по принципу “пятна” (рис. 1).

Если элементы формы уже объединены по принципу тяготения масс, можно стремиться использовать более тонкое средство организации – сложную закономерность равновесия масс элементов относительно точки или оси равновесия.

рис 002, 004, 006

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основы композиции, часть 1, (руководство).

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:42

рис 002,004,006

Рис. 1. Зрительное тяготение и равновесие масс
как средство организации элементов в единое целое:

а) все элементы объединены в единое целое по принципу “пятна”;

б) все элементы расположены равновесно относительно оси равновесия, проходящей через геометрический центр пространства;

в) все элементы системы тел в замкнутом пространстве взаимно уравновешены относительно центра равновесия, находящегося в геометрическом центре замкнутого пространства

Симметрия – это такой случай равновесия, при котором относительно центра, оси или плоскости симметрии располагаются равные не только по массе, но и по геометрической характеристике элементы. Симметрия как средство организации автоматически обеспечивает всей системе равновесие относительно центра или оси симметрии и определенную целостность, но не всегда дает композиционное единство. Симметрия играет огромную роль в организации элементов в целостную структуру. Бинокулярность зрения, симметричность построения человеческого тела сказываются на наших представлениях не только о равновесии, но и гармонической упорядоченности симметричной формы. Симметрия обеспечивает статичность формы. Всякое ее нарушение ведет к тому, что форма приобретает динамичный, неустойчивый характер. Однако дисимметричная, как и асимметричная, композиция сохраняет целостность в том случае, когда фактическое неравенство элементов в ней устраняется их зрительным равновесием. При этом устанавливается новая ось, которая проходит через зрительный центр композиции. Таким образом, при всей своей динамизации композиция не разваливается, а наоборот, уравновешивается, приобретает устойчивый характер.

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1.2.2. Главное – второстепенное

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:44

1.2.2. Главное – второстепенное
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Организация доминантных отношений формальных элементов композиции”.

Задание 2 – “главное – второстепенное” – помогает студентам овладеть принципами формально-композиционной организации двухмерного пространства на основе процесса трансформации отношений главного и второстепенного в композиции. Задание знакомит студентов с приемами организации силовых линий и силовых полей, за счет взаимодействия которых и достигается эффект композиционного объединения элементов в целостную пространственную структуру.

Профессионально грамотное построение композиционного произведения предполагает наличие у студента глубокого понимания и тонкого чувствования тех связей и отношений, которые требуются для целенаправленного установления целостного, гармоничного взаимодействия элементов в общей структуре композиционной организации. Эти связи и отношения носят не механический, а специфический чувственно-образный характер и реализуются с помощью так называемых силовых линий и силовых полей, обладающих определенной направленностью, интенсивностью и размерностью зоны действия.

Понятие силовых линий и силовых полей рассматривается с точки зрения композиционной активности основных элементов формальной организации: точки, линии, пятна и пространства. Композиция строится на базе общих законов психологии визуального восприятия различных форм графического изображения, а также на выявлении тех принципов, которые дают возможность дизайнеру сознательно управлять динамикой и эмоциональной активностью визуального восприятия зрителя. Это возможно благодаря особой организации пространственных связей и отношений между элементами композиционного произведения. Отсюда следует, что в организационной структуре формальной композиции каждый составляющий ее элемент (линия, пятно, точка) участвует не сам по себе, то есть ограниченный лишь своим “физическим” контуром, или очертанием, а в единстве с тем пространством, которое органически принадлежит элементу, является его неотъемлемой частью как своего рода “магнитное поле”, определяющее степень влияния элемента на все окружающее пространство, а, следовательно, и на его значимость и характер включенности в общую структуру композиционной организации.

Интенсивность и направленность пространственной активности силового поля элемента зависят не только от его конфигурации, масштаба, цвета, тона, фактуры, положения в пространстве, угла осевого смещения относительно вертикали и горизонтали и т.п., но и от того, какие элементы, с какими силовыми полями находятся рядом с ним. Таким образом, именно за счет взаимодействия силовых полей и достигается эффект композиционного объединения элементов в целостную пространственную структуру. Поэтому очень важно развить у студентов способность чутко реагировать на все те изменения, которые происходят в силовых полях элементов, когда над ними производятся те или иные композиционно-художественные процедуры формообразования. Эта утонченная чуткость художественно-композиционного видения дизайнера сродни утонченности слуха у музыканта, когда аналогичную роль выполняют звуки со всем богатством их интонационных и пространственно-временных характеристик.

Методическая цель задания состоит в том, чтобы студенты практически соприкоснулись с проблемой композиционной организации силовых линий и силовых полей в наиболее “чистом” виде и приобрели необходимый опыт в сознательном управлении процессом формообразования. Это касается самих элементов, а также структуры их связей и отношений в композиционном произведении. Для достижения поставленной методической цели выполнение задания предусматривает необходимость соблюдения ряда строгих условий и требований. Прежде всего это касается параметров организуемого композиционного пространства и того набора элементов, с помощью которых эта организация осуществляется.

Во всех трех композициях, которые должны построить студенты по условиям данного задания на первом этапе его выполнения, организуемое пространство должно быть постоянных размеров.

Организация композиционного пространства осуществляется в данном задании за счет использования семи формальных элементов, которые в своем неизменном виде и полном составе должны присутствовать в каждом варианте решения. В связи с этим сам процесс формирования набора элементов является весьма ответственной процедурой и требует от студентов сознательного учета ряда существенных моментов: условий восприятия композиций, масштабных соотношений пространства и набора элементов, конфигуративного разнообразия и в то же время стилистического единства принципов их формирования, явной выраженности визуальных различий в размерности и пространственной активности входящих в набор элементов, общей тональной насыщенности каждого варианта композиционного решения. Только исходя из учета указанных моментов, можно достаточно успешно сформировать набор исходных элементов и с уверенностью приступать к решению основной учебно-методической задачи.

Что касается конфигуративных и тонально-фактурных характеристик элементов, то здесь следует разъяснить студентам, что по конфигурации элементы должны приближаться к четким геометрическим формам и обладать визуальной ясностью своего построения, поскольку излишняя усложненность, избыточная индивидуализированность элемента, а значит и его самодовлеющая композиционная активность не позволяют тонко и гибко изменять его композиционную значимость в различных вариантах формальной организации пространства. Поэтому при формировании набора элементов следует руководствоваться соображениями потенциальной вариативности их комбинирования и взаимосочетания, с тем чтобы иметь возможность создавать за счет этого различные по активности и направленности силовые поля, а значит, и придавать различную композиционную значимость тому или иному элементу в разных вариантах решения задачи. По этим же соображениям все элементы должны быть одинаково черными, то есть не иметь тональных и фактурных различий. Соотношение их размерных величин должно быть таким, чтобы в общем наборе явно присутствовал самый большой и самый маленький, а все промежуточные элементы составляли гармонический ряд визуально различных величин и, что особенно важно, обладали явно выраженными и существенно отличающимися друг от друга пространственными силовыми полями. В целом при формировании набора элементов следует исходить из содержательной специфики понятий точки, линии и пятна, придавая им необходимые индивидуальные формально-композиционные характеристики с учетом указанных выше рекомендаций и требований.

Из формулировки задания следует, что студенты должны построить три варианта формальной композиции, в каждой из которых роль главного композиционного центра должен выполнять либо самый большой элемент, либо самый маленький или же зона пространства. Поскольку все три варианта строятся с помощью одного и того же набора элементов и композиционно организуют одно и то же пространство, то совершенно очевидно, что основным и единственным средством решения поставленной задачи выступают силовые линии и силовые поля, их композиционное взаимодействие, для того чтобы придать большую значимость тому или иному элементу (рис. 2). Отсюда вытекает ряд обязательных условий:

главное в каждом варианте композиции должно находиться в различных зонах пространства;

все элементы должны включаться в композицию вместе с их силовыми полями (то есть не допускается их объединения в один сложный по конструкции элемент);

общее композиционное пространство должно строиться на формальных принципах организации (то есть не допускается применение сюжетного и монтажного принципов организации);

не разрешается прибегать к механическому выделению главного за счет его расположения в центре листа и симметричному расположению вокруг него остальных элементов.

Все эти условия играют роль ограничительного, а не чисто запретительного фактора, поскольку реальные формы и их воплощение в конкретных вариантах решения у каждого студента будут отчетливо индивидуальными и будут зависеть от точности его композиционного видения и тонкости художественного чувства.

При выполнении задания необходимо добиться полного понимания того специфического содержания, которое стоит за понятиями “главное” и “второстепенное” в формальной композиции. Здесь главное – это точка композиционного пространства, играю­щая ключевую роль в организации его целостного восприятия, это центр, через который проходят основные траектории движения взгляда зрителя при “прочтении” организационной структуры композиционного произведения. Центр этот является “точкой от­счета” при визуальной оценке значимости всех компонентов композиции как целостного образования. Поэтому решающую роль в выделении данного центра, в придании ему главенствующего положения играют именно силовые линии всех композиционных элементов и характер их взаимодействия в едином композиционном пространстве, поскольку за счет своей интенсивности и направленности они способны “вести” взгляд, стимулировать его движение по заданной траектории.

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Организация доминантных отношений

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:45

рис 008,010, 012

Рис. 2. Организация доминантных отношений
формальных элементов композиции:

а) главное – большой элемент;

б) главное – малый элемент;

в) главное – зона в пространстве

В основе построения этого движения и принципов управления им лежат законы психологии зрительного восприятия, динамика взаимодействия центрального и переферийного зрения и научно-экспериментальные данные о моторике движения глаз человека при считывании визуальной информации.

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1.2.3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:47

1.2.3. Сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Определение зависимости эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики”.

Задание 3 – “сравнение форм, эмоционально равных и не равных по массе” – знакомит студентов с наиболее важными объективными свойствами формы, показывает, что применение различных сочетаний этих свойств значительно изменяет эмоциональную выразительность формы. В качестве наиболее важных объективных свойств формы в данном случае рассматриваются размеры и геометрическая характеристика.

Размеры – объективное свойство формы, которое оценивается человеком одновременно по абсолютным и относительным критериям. И в том, и в другом случаях в основе оценки лежит сравнение: при абсолютной оценке – сравнение размеров формы с общепринятыми единицами измерения; при относительной – с величинами различного значения. При абсолютной оценке размеров одномерные формы измеряются длинами; двухмерные – площадями; трехмерные – объемами. Относительная оценка размеров формы возникает в процессе восприятия благодаря его целостности и соотносительности. При сопоставлении одних форм с другими возможно: сопоставление форм одного вида (тел с телами, а пространственных форм с пространственными); сопоставление форм противоположных видов (тел с пространством вокруг или внутри них). Неотъемлемым относительным критерием оценки размеров в процессе восприятия является также сравнение формы с размерами человеческого тела.

Если форма представляет собой не пространство, а тело, ее размеры определяют другую эмоциональную оценку восприятия – массу. Под массой формы, в отличие от понятия, принятого в физике, принимается эмоциональная оценка тяжести формы, которая прямо пропорциональна количеству материала и его плотности. Масса, как и оценка размеров, зависит от геометрической характеристики, светлоты, цвета, фактуры и других свойств формы. Оценка массы одномерных, двухмерных и трехмерных форм зависит от корректирующего влияния всех объективных свойств формы вообще и от их геометрической характеристики в частности.

Геометрическая характеристика выражается соотношением основных параметров формы. Геометрическими параметрами формы являются размеры по всем направлениям ее развития. Геометрическая характеристика, являясь одним из основных свойств формы, определяет ее характер (шар, куб, конус, параллелепипед, плоскость, линия).

Геометрическая характеристика оказывает огромное влияние на оценку массы. Среди форм с различной геометрической характеристикой (при идентичности всех прочих свойств формы) те из них, у которых соотношение параметров тождественное или нюансно неравное, оцениваются как формы с максимальной массой, а масса формы с контрастно неравными параметрами – как минимальная
рис 014

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1.2.4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:48

1.2.4. Сравнение форм, эмоционально не равных по массе
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Определение зависимости эмоциональной оценки массы формы от ее объективных свойств: размеров и геометрической характеристики”.

Задание 4 – “сравнение форм, эмоционально не равных по массе” – показывает, каким образом членение формы может корректировать эмоциональную оценку ее массы. При равной площади плоских форм (то есть при равных абсолютных размерах) за счет достижения различной геометрической характеристики можно добиться контрастно различной эмоциональной оценки их массы.

Главной задачей данного упражнения является постепенное преобразование массы формы (за 4 этапа) в более легкую при сохранении стилевого единства членений .рис. 014

В качестве наиболее важных объективных свойств формы в данном случае рассматриваются размеры и геометрическая характеристика (п. 1.2.3).

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

1.2.5. Членение формы на элементы статические и динамические

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:51

1.2.5. Членение формы на элементы статические и динамические
В данном разделе предлагается выполнить упражнение на тему “Определение зависимости эмоциональной оценки статичности или динамичности формы от ее расчлененности на элементы, составляющие единое целое”.

Задание 5 – “членение формы на элементы статические и динамические” – помогает понять, каким образом членение корректирует выразительность формы. Оно может подчеркивать или нивелировать геометрическую характеристику формы, корректируя оценку ее статичности или динамичности, усиливая или ослабляя оценку массы. Членение может придавать ей легкость, стройность или, наоборот, массивность, монументальность.

Статичность формы – это эмоциональная оценка неизменяемости массы или пространства внутри границ формы по всем направлениям ее развития.

Динамичность формы – это эмоциональная оценка изменения, точнее, нарастания массы или пространства внутри границ формы, преобладающих в каком-либо направлении развития формы.

Оценки статичности и динамичности формы, подверженные корректирующему влиянию всех других объективных свойств формы, кроме размеров, особенно сильно меняются при членении формы на элементы.

Расчлененность формы – это ее объективное свойство, заключающееся в том, что она как целое состоит из элементов. Для оценки расчлененности важны: объективные свойства члененной формы как целого, объективные свойства каждого из элементов формы, система соотношений элементов с целым и между собой по всем объективным свойствам. Таким образом, в основе оценки расчлененности формы лежит сопоставление объективных свойств целого и его элементов, а также самих элементов между собой по всем свойствам.

Членение формы на два элемента. При членении формы на два тождественных элемента она теряет свою целостность, так как элементы слишком велики по отношению к целому и потому слишком самостоятельны; форма распадается на два равноправных элемента (рис. 5). В зависимости от выбранного приема членения масса формы может распределиться по элементам таким образом, что они придадут форме статичность или динамичность.

Если два элемента, из которых состоит форма, нюансно неравны (рис. 6 а, б) и оба слишком крупны по отношению к целому, то каждый из них еще сохраняет самостоятельность, что снижает целостность формы. Но в отличие от членения на два тождественных элемента здесь уже появляются тенденции соподчинения меньшего элемента большему и динамика формы от неравного распределения массы в ее элементах.

При членении формы на два контрастно неравных элемента она вновь приобретает целостность благодаря ярко выраженному соподчинению меньшего элемента большему. Членение формы на контрастно неравные элементы сообщает форме динамичность развития массы от меньшего элемента к большему (рис. 6 в).

Членение формы на три элемента. При тождестве трех элементов форме сообщается статичность или динамичность, в зависимости от геометрической характеристики этих элементов. Так как масса этих элементов одинакова, то ни один из них не может считаться главным. Но в данном случае форма более целостна, чем при членении на два тождественных элемента (рис. 7 а, б). Неравенство взаимного расположения элементов в целом является основой единства формы, где ведущим служит элемент средний, осевой. Единство формы тем сильнее, чем значительнее средний элемент, а при тождественном членении все элементы одинаковы. Однако чтобы оценить целостность трехэлементной формы, следует сравнить ее с двухэлементной формой. Ось двухэлементной формы ничем не поддерживается, а в трехэлементной на оси симметрии расположен элемент, тождественный двум другим, а не граница между элементами. Ось симметрии, не поддержанную в композиции элементом, значительным по содержанию, называют слепой осью (рис. 7 в, г).

При нюансном неравенстве трех элементов форма приобретает тенденцию к динамичности за счет возникающей динамики нарастания массы элементов от меньших к большим (рис. 8 а, б, в, г).

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Рис. 5. Членение формы на два тождественных элемента.

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:52

Рис. 5. Членение формы на два тождественных элемента.
Элементы очень крупны по отношению к целому,
слишком самостоятельны, форма по сути распадается
на 2 равноправных элемента:

а) эмоциональная оценка геометрической характеристики элемента – динамичность по вертикали – не совпадает с эмоциональной оценкой геометрической характеристики целого;

б) динамичность исходной формы совпадает с динамичностью элемента членения. Членение усилило динамичность формы;

в) после членения элементов формы конкретно обозначилось направление динамичности масс в прямо противоположных направлениях – это разрушает форму: она распадается на 2 элемента;

г) членение может внести в форму как статичность, так и динамичность в зависимости от соотношения элементов, получившихся при членении по массе, а также от их геометрической характеристики. Так, из двух квадратов, расчлененных на вертикальные и горизонтальные элементы, левый кажется шире, а правый – выше квадрата


Последний раз редактировалось: Клер (Пт 10 Янв 2014 - 10:56), всего редактировалось 1 раз(а)

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Рис. 6. Членение формы на два

Сообщение автор Клер в Пт 10 Янв 2014 - 10:54

Рис. 6. Членение формы на два
нюансно и контрастно неравных элемента:

а, б) тенденция динамики формы обусловливает конкретную ее направленность (от меньшей массы к большей, в пространственной форме от меньшего пространства к большему);

в) членение формы на два контрастно неравных элемента сообщает ей ярко выраженную динамичность, нарастание массы от меньшего элемента к большему. Элемент больший явно доминирует, что обеспечивает единство элементов в целом и целостность формы

рис 32,34,36,38

_________________
Выслушала критику, прониклась, вернула "уникальный" ник на место.
avatar
Клер
Администратор

Награды :

Дата регистрации : 2011-05-30
Сообщения : 7224
Откуда : Москва

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Основы композиции, часть 1, (руководство).

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
RSS-каналы


Yahoo! 
MSN 
AOL 
Netvibes 
Bloglines